gallery/2.12.2016 3  уз  26х26 + под.

Одной из достопримечательностей Холуя является храмовый комплекс Троицкой и Введенской церквей, расположенный в живописном месте – на берегу реки Тезы, что неподалеку от моста. Комплекс состоит из зимнего Введенского храма, летней Троицкой церкви и сторожки, при этом все здания окружены оградой, оснащенной угловыми башенками, воротами и парой часовен.

Первые деревянные храмы в нашем селе появились в XVl  веке. 

Благодаря развитию солеварения Холуй был довольно крупным населённым пунктом, сразу шесть монастырей имели здесь свои солеварни и монастырские дворы: Троице Сергиев монастырь, киржачский Благовещенский, суздальские Покровский и Спасо - Ефимьевский, владимирский Рождественский и московский Чудов. В документах того времени Холуй значится как село, иногда как посад, чаще именуется слободой.  Население состояло в основном из безземельных крестьян " бобылей " и было довольно большим, поэтому не удивительно что уже в первой половине XVl века в слободе Холуй стояли два деревянных храма. На левой стороне реки Теза Троицкий храм, на правой стороне Борисоглебский. В 1609 году Холуем начинает владеть князь  Д. М. Пожарский получивший слободу от царя Василия Шуйского, за оборону Москвы от захватчиков. В жалованной грамоте перечисляется всё чем владел князь, в том числе говорится и  о Троицком храме: " За боярином же за князем Дмитрием Михайловичем Пожарским в вотчине...слободка Холуй, а в ней церковь  Живоначальные Троицы деревян клетцки. А в церкве образы и свечи, и книги, и ризы, и колокола, и сосуды церковные, и всякое церковное строение вотчинниково и мирское. А на церковной земле: во дворе поп Игнатей, во дворе просвирница Марфица да десять келей, а в них живут нищие, питаютца от церкви божии. ". Перед нами единственное сохранившееся описание деревянного храма. Несмотря на краткость мы можем представить себе в общих чертах как он выглядел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражение  "деревян клецки ", вполне конкретно говорит о внешнем виде церкви срубленой "клетью ". Это самый простой и расспостранённый тип русской деревянной церкви, в котором части храма ( клети ) располагались на одной оси. Обычно так строились небольшие церкви. Рядом, как видно из описания, размещались многочисленные постройки " кельи" в которых жили нищие. Весь комплекс очень похож на монастырь, который по некоторым сведениям  действительно существовал в Холуе и был упразднён в 1764 году. На протяжении четырёх веков Холуй был тесно связан с Троице - Сергиевым монастырём, существование здесь подворья вполне реально. Часть Холуя принадлежала монастырю, левая сторона реки Теза, начиная от современного здания музея и ниже по течению реки называлась Троицкой слободкой, в начале XVll века она состояла из 22 дворов, и число их росло. В иконописной школе Троице - Сергиева монастыря обучалось десять холуйских мальчиков, примеров тесной связи можно привести очень много. В XVll веке рядом с Троицким храмом появилась деревянная Введенская церковь. Храм этот был перенесён из села Введенского, которое в начале века было разграблено поляками и изменниками, после чего перестало существовать. Описание состояния села после трагедии, есть в переписной книге 1628 - 1630 годов:" Село Введенское пусто...а в нем церковь Николы Чудотворца пуста стоит без пения, да место церковная Введения пречистой Богородицы, а дворовые места лесом и поросягом порошли...". Документ ясно даёт понять, что к 1628 году церковь из разграбленного села была уже перенесена. Таким образом два храма села Введенского объединились в Холуе под крышей одного с двумя алтарями. По существу появился деревянный храмовый комплекс, состоящий из Троицкого храма с приделом Флора и Лавра, и Введенского с Никольским приделом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В XVlll веке начинается замена деревянных храмов каменными. Большая заслуга в этом принадлежит уроженцу Холуйской слободы епископу Астраханскому и Ставропольскому Мефодию. Первым начали перестраивать Троицкий храм. Подробности о начале строительства мы узнаём из писем, владевшей тогда Холуем  княжны Прасковьи Михайловны Куракиной :" Бьёт челом мне Церкви Живоначальная Троицы поп Алексей Гаврилов о позволении каменную Церковь состроить на том же месте живоначальной Троице на которое строение прислал к нему дядя ево попа Алексея Астраханский Архимандрит Мефодий денег тысячу рублёв. И тебе бы выборному Алексею Лепилову ехать с ним попом Алексеем в Суздаль и просить у ево Преосвященства о благословенной Грамоте что бы благословил построить Каменную церковь во имя Живоначальныя Троицы а при ней чтоб был придел Флора и Лавра а построить оную церковь таким образом что в Суздале церковь Казанская Богородицы...". В 1747 году деревянную церковь разобрали и продали, деньги по приказу княжны пошли на строительство. Место для рытья глины под кирпич, после переговоров с княжной Куракиной,  выделил князь Михаил Алексеевич Белосельский, на Введенской горе, которая принадлежала ему. Основные строительные работы начались в 1748 году, завершилось строительство в 1750 году. Затем настала очередь Введенского храма, деньги на постройку выделил епископ Мефодий.  У нас нет сведений, когда точно началось и как долго продолжалось строительство, завершилось оно в 1775 году.  Таким образом в XVlll веке храмовый комплекс в Холуе становится каменным. Вся территория ансамбля была обънесена оградой с железной решёткой. По углам ограды устроены две каменные часовни, крытые железом. С западной и восточной стороны имеются проездные ворота. Всё это, в том числе и первоначально одноэтажная сторожка, которая в последствии была перестроена,  (у неё появился второй этаж, ставший квартирой священника) представляет из себя функционально гармоничный и красивый комплекс. Троицкий храм удивляет своими благородными пропорциями,  соразмерностью центральной части увенчанной пятью главами в сочетании с устремляющейся вверх колокольней. Единый стройный силуэт архитектурной композиции, сохраняет художественный образ с любой точки обозрения. Без этого храма панораму Холуя просто невозможно себе представить. Его многократно воспетого в живописных произведениях, лаковай миниатюре и стихах, можно считать самой большой знаменитостью Холуя, и если угодно даже символом. Введенский храм как будто спрятался за ним, его не каждый заметит. По сравнению с соседом он смотрится маленьким и низеньким, скромным, но при этом уютным и надёжным. Крепкие, толстые стены вселяют уважение. Обращает на себя внимание наружный декор окон, восходящий к традициям XVll столетия.  Сохранилась возможно первоначальная опись этого комплекса, в ней подробно перечисляется всё имущество храмов и описывается внешний вид :" Холодная Троицкая церковь одноэтажная крытая железом о пяти главах. Из коих средняя крыта белым железом в коробку, церковь в длину имеет 18  1/2 сажен, а в ширину 6 сажен, при ней две паперти северная и западная ( северная паперть сейчас отсутствует прим. М.П.), церковь устроена внизу в виде четырёхугольника, а вверху в виде восьмигранной долины в три света, архитектуру Русско - Московской. Всей церкви имеется 16 окон и 2 двери, кругом храма в небольших углублениях вставлены иконы: Святителей Ростовских, в трапезе устроен предел во имя мучеников " Флора и Лавра" с одним светом".  Одной из особенностей внешнего облика храма является корона венчающая крест центрального купола. Это связано скорее всего с тем, что церковь строилась при участии княжеского рода. Внешний облик храма в настоящее время оставляет желать лучшего. Внутри состояние ещё более удручающее. Погибли иконостасы и фрески, отсутствует пол. Как всё выглядело можно прочитать только в описи:" Иконостас Троицкого храма вырезан в 6 ярусов: в первом ярусе в середине Царские врата прорезные, вызолоченные на полимент, на них изображены Благовещение Божьей матери и 4 Евангелиста. Над Царскими вратами стоит образ Успения Пресвятой Богородицы, в сребропозлащённой ризе, ...на Южной двери изображен Святитель Иоанн Златоуст в рост, ...на северной двери изображен Святитель Дмитрий Ростовский в рост...". В описи даются подробные сведения о размере икон иконостаса, из какого материала сделаны ризы и сколько весят, какова в целом стоимость иконы. Перечисляются лампады, подсвечники, богослужебные книги и богатейшее содержимое ризницы, в которой хранились драгоценные сосуды, например :" ковш среброзлащённый с вырезанными на нём словами" дал сей ковш преосвященный Мефодий епископ Астраханский и Ставропольский в Холуйскую слободу в Троицкую церковь 1764 года", в нём весу 30 золотников, цена 360 рублей...". Было ещё толковое Евангилие Феофилакта, епископа Болгарского с подписью :" 1742 г.Астраханского Спасова монастыря Архимандрит Мафодий отдал сию книгу в Холуйскую слободу в Троицкую церковь свою келейную ради поминовения родителей наших ... и подписал своею рукою". Всё это разграблено или уничтожено, после закрытия храма и превращение его в зернохранилище. Постановление о закрытии вышло в 1933 году. Кто и когда делал первоначальные росписи стен, мы не знаем. Во второй половине XlX века, стенопись внутри храма была возобновлена палехскими иконописцами мастерской Сафонова Н. М. Купол по сырому грунту а низ маслом. Сейчас от росписей практически ничего не осталось.На колокольне было десять колоколов: Большой- 400 пудов, Полиелейный - 200 пудов, Будничный- 100 пудов, Караульный - 26 пудов и шесть подзвонных колоколов.Всё сбросили вниз, большой колокол  не проходил в проём, поэтому нишу проломали. А вот описание Введенского храма :" Тёплая Введенская церковь одно этажная каменная, крытая железом с одной главой, крытая белым железом, в длину она имеет 13 1/2 саж, а в ширину 7 1/2 саж. Вид имеет четвероугольного корабля с одним светом, в нем имеется 13 окон 3 печи и 2 двери. Архитектуры тоже Русской, при ней с южной и западной стороны имеются паперти. В траве устроен предел во имя Святителя и Чудотворца Николая". Далее в описи перечислены все иконы храма с указанием размера, веса оклада, если он серебряный и стоимости иконы." Иконостас Введенской церкви резной тело покрыто тёмно-зелёной краской, порезка позолочена на полимент, царские врата порезанные, сплошь позолочены на полимент, на них изображены Благовещенье и 4 Евангелиста...По правую сторону Царских врат стоят: икона Спаситель мерою в длину 1 1/2 арш., в ширину 1 арш. 2 верш., на ней венец и риза серебропозлащенные, весу 9  1/2 фунтов, цена 370 рублей. На южной двери изображен Ангел Новой Благодати, правее от двери стоит икона Пресвятой Троицы... По правую Царских врат стоят: Образ Введения во храм Пресвятой Девы Марии, мерою в длину 1 атш., 5 верш. В ширину 1 арш. 2 верш., на ней риза и венцы сребропозлащенные, весу  9 фунтов, цена 315 рублей. На северной двери изображен Ангел Ветхого Завета Благодать..." Далее идёт описание всех рядов иконостаса. К сожалению в недавнем времени храм неоднократно подвергался ограблениям, большая часть икон потеряна навсегда, их вырвали из рам. Это был уникальный, написаный в живописной манере, не имеющий аналогов по подбору сюжетов и копозиционному расположению ансамбль.Повторить его невозможно. Создан иконостас был в начале XlX века, холуйскими иконописцами. На одной из икон деисусного чина была надпись:" Писана 1837 год Иваном Афанасиевичем Росляковым. Подновлена при титоре Троицкого собора Авраме Петровиче Шахове...Г. И. Росляков ". Возможно роспись стен также осуществляли Росляковы, народная молва называет ещё фамилию иконописцев Улановых. Написаны фрески были в реалистическом, живописном, можно сказать, классическом стиле. Учитывая, что на основном своде изображена копия сюжета " Новозаветной Троицы" из главного купола храма Христа Спасителя, выполненная художником Иваном Крамским в 1865 году, то и росписи Введенской церкви в Холуе могли быть написаны только в конце XlX века. С тех пор  поновлялись они два раза. В 1947 году бригадой  иконописцев в составе  Баранова Дмитрия Павловича, Денисова Ивана Ивановича, Костерина Павла Александровича, Кучумова Василия Григорьевича, Шахова Алексея Григорьевича. Поновление было сделано качественно, без нарушения цветовой гаммы и художественного замысла. Об этом нам свидетельствует народный художник РФ Бабурин Н. И. который помнит как выглядели росписи после их работы. А вот уже следующее поновление, сделанное в конце XX века, удачным назвать нельзя. Росписи потеряли всякую художественную ценность. Единственное, что осталось от первоначальной росписи, можно увидеть в одном из оконных проёмов, фигура Иоанна Богослова, да и она сильно смыта. В другом проёме также плохо сохранившаяся фигура мученика Флора, даже по этим маленьким фрагментам видно, что росписям был присущ качественный рисунок, сдержанная благородная гамма, внимательная работа над деталями. На часовне перед воротами храма сохранились фрагменты образа Николая Чудотворца и Архангела Михаила, предположительно написанные также в конце XlX века.  К храмовому комплексу была приписана часовня в честь Святого Благоверного князя Александра Невского, построенная холуйским волостным Правлением в память о Государе Императоре Александре ll . Внутри часовни был дубовый иконостас с прекрасными иконами. После революции всё это разграбили и уничтожили, разместили продуктовый магазин, потом склад газовых  баллонов, часовня стала ненужна.

К счастью период безумия закончился.  В последние время ситуация изменилась кординально, в больших городах многие храмы востановлены, построены новые. Вкладываются большие деньги в украшение церквей иконами, и всем необходимым для богослужения. Размах востановления попраных когда то святынь, порой поражает воображение и радует. Но совсем не так хорошо обстоит дело в сёлах. В Холуе силами районной администрации, было организовано востановиление цасовни Александра Невского. Её можно сказать спасли от полного разрушения, и гибели. После ремонта часовню освятили, это единственный пример счастливого спасения памятника архитектуры. О тех кто в прошлом был причастен к строительству храмового комплекса в Холуе, чья жизнь неразрывно связана с его историей нужно рассказать подробнее.

                                                                             ЕПИСКОП  МЕФОДИЙ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

Епископ Астраханский и Ставропольский Мефодий родился в 1700 году в слободе Холуй, в семье священника Троицкой церкви отца Петра. В миру он носил имя Мелентий. Семья у священника была очень большая, поэтому с молодых лет будущий епископ жил в монастырях: Борковском, во Фролищевой и Золотниковской пустыни, как послушник. В восемнадцатилетнем возрасте Мелентий был пострижен в монашество и наречён Мефодием. В 1724 году он произведён в иеродьякона Борковской пустыни, в 1728 году посвящён в иеромонахи в Шуйский Троицкий монастырь. Затем три года пробыл в Москве на Суздальском подворье и в 1731 году отправился в Астрахань к новопроизведённому епископу Астраханскому Иллариону, который приходился ему родственником. Степень родства в доступных нам источниках не указывается, но известно что епископ Илларион был сыном священника Суздальской епархии. Поэтому с большой долей вероятности можно утверждать, что он тоже был уроженцем Холуя, и о своём молодом возможно племяннике, заботился весьма активно. Сразу по прибытии в Астрахань Мефодий был произведён в архимандриты Спасо-Преображенского монастыря и находился в этом звании 26 лет и 7 месяцев. После смерти епископа Иллариона в 1758 году, по прошению Астраханского губернатора и всего духовенства Астрахани, Мефодий указом Императрицы Елизаветы Петровны назначен епископом Астраханским. Преосвященный Мефодий, по словам его современников, служил примером многих добродетелей, отличался справедливостью, кроткостью характера, был деятелен. Простота его в обращении с людьми удивляла всех, он вместе с другими монахами копал огород, сажал растения, ничем не выделяясь. Слава о добродетелях владыки и святости жизни была так велика, что даже кочующие народы, обращались к епископу в своих спорах. Мефодий приобрёл широкую известность не только в своей епархии, по всей России знали о его подвижнической, жизни. Услышав о духовных подвигах владыки к нему из Саровской пустыни приехал, став его послушником и келейником, будущий Святой Назарий Валаамский. Преподобный Назарий принял монашество в Астрахани, прожил долгую, полную духовных подвигов монашескую жизнь, на его долю выпало ворождение Валаамской обители, издание сборника творений святых отцов "Добротолюбие". Большое значение в жизни Преподобного Назария сыграло то обстоятельство, что истинную школу монашества он прошёл под руководством Епископа Мефодия. Ещё несколько черт характера епископа, неустрашимость, патриотизм и дар прозорливости проявились во время Пугачёвского бунта. Когда по всей епархии началась паника, Мефодий убеждал жителей не изменять присяге и верности Императрице, уверял что Пугачёв самозванец, предсказывал скорый конец бунтовщика. После подавления бунта Императрица Екатерина ll имея уважение к епископу, доверила ему суд над духовными лицами, перешедшими на сторону Пугачёва. В мае 1775 года в Астрахань привезли около тысячи монахов, священников, дьяконов и причетников из Казанской, Нижегородской, Пензенской, Саратовской, Тамбовской губерний. Закованные в железные кандалы, они были приведены к собору. При виде такого множества лиц, вовлечённых в обман, полуголых, истомлённых голодом и невзгодами тюремного заключения, Преосвященный не мог удержаться от слёз, затем сказал:" Бог и Всемилостивейшая Государыня вас прощают, и я , по данной мне от Неё власти, прощаю вас, - сбивайте с них оковы". Такой суд вызвал неудовольствие у губернатора Бекетова, однако епископ был непреклонен. Мефодий пользовался большой любовью и уважением жителей Астрахани, многие жертвовали ему богатые вклады, зная что деньги пойдут на благие дела. Благодарное астраханское купечество подарило Чуркинские воды, считавшиеся лучшими из всех рыболовных участков. Императрица Елизавета Петровна пожаловала епископу драгоценную Панагию а Императрица Екатерина ll прислала в дар золотые и серебряные богослужебные изделия. Святитель ревностно заботился о строительстве и украшении храмов по всей епархии, при нём было построено 19 церквей. Не забывал епископ и о своей родине, Холуйской слободе. Первым делом он позаботился о Троицком храме в котором служил его отец и где он сам был крещён. В это время в храме служил его брат иерей Гавриил и племянник иерей Алексей. В 1747 году Преосвященный Мефодий писал княжне Куракиной П. М. : " Сиятельнейшая княжна Прасковья Михайловна...прошу вашего сиятельства как прежде в милости содержали брата нашего иерея Гаврила также дабы вашею милостью не оставлены были и дети ево поп Алексей и пономарь Василий с матерью в милости вашей да паки ... прошу о строение святыя церкви каменной в вотчине вашей Холуйской слободе дабы приказали крестьянам вашим помоществовать ...попу Алексею еще молод может иного об незнания по строению от неискусства что потратить дабы ему помоществали ради имени Божия...". Княжна Куракина откликнувшись на просьбу пишет своему приказчику в Холуй:"...пишет отец Архимандрит Мефодий из Астрахани чтоб мнеб приказать дать притом строении церкви Божия из моих крестьян смотритель и вам бы из моих крестьян выбрать человека доброго и при строении оной церкви смотрительного...". Таким человеком стал Абрам Степанов он и  в дальнейшем вместе со священником Алексеем продолжал руководить строительством уже Борковских церквей. После благополучного завершения строительства Троицкой церкви Мефодий продолжил свои хлопоты. Борковская пустынь в которой Мефодий был произведён в иеродьяконы, в 1764 году, после учреждения монастырских штатов была упразднена. Преосвященный Мефодий обратился в священный синод с просьбой сделать пустынь штатной и возобновить её. Священный синод разрешил возобновление. Сначала в 1765 году была построена тёплая Казанская церковь, затем холодный собор во имя Святой Троицы в 1774 году, поздее к храму был сделан придел Иоанна Богослова. Монастырь  обънесли каменной оградой. Следующей постройкой стала Холуйская церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, завершённая в 1775 году. Столь грандиозного строительства в Холуе никогда небыло, епископ Мефодий посуществу создал архитектурный облик села и его окрестностей. Кроме того им были сделаны богатые вклады в Борковские и Холуйские храмы, список состоит из 20 наименований. В нём иконы, богослужебные книги драгоценно украшенные, кресты с частицами мощей разных святых, богослужебные сосуды, ризы. Вот описание одной из святынь :" Панагия серебрянная золочёная,...на ней в середине вырезано Распятие Господне, кругом которого в 9 местах под слюдою части святых мощей, с верху вырезано lис. Хр. l. Н. Ц. l. ; части св. мощей следущие: 1. Сударь Христов,  2. Камень на гробе Христове, 3. Смирна, 4. Власы Богородицы, 6. Кровь св. Иоанна Предтечи, 7. Камень по архидьяконе Стефане, 8. Мощи муч. Димитрия, 9. Мощи св. Фёдора Тирона. На задней стороне панагии 4-х конечный крест."  Будучи в преклонных летах епископ Мефодий хотел оставить святительскую кафедру и провести остаток дней в Саровской пустыни. Но возвращаясь из поездки по епархии близ станицы Червлёной он получил ожоги в горячем ключе. Святитель исповедовался, приобщился Святых Таин, по окончании таинства Елеосвящения, скончался 29 мая 1776 года. Весть о неожиданной кончине любимого архипастыря поразила жителей города Астрахани. Встречать тело покойного вышел казалось весь город. При погребении были зафиксированы чудеса исцелений. В 1801 году гроб его был освидетельствован при епископе Платоне, тело епископа и всё облачение найдены нетленными. Память о человеке так много сделавшем для жителей Холуя  чтилась в слободе. В 1787 году был установлен крестный ход, в память епископа Мефодия. Проводился он таким образом, в день Святой Троицы с Борковской пустыни и из Тихвинского храма ход шёл к Троицкому собору в Холуе, а на следующий Духов день, из Холуя на Борковский монастырь. Таким образом два Троицких храма в Холуе и на Борке, построенные Преосвященным Мефодием объединялись крестным ходом, в котором принимали участие можно сказать все жители Холуйской слободы. Сохранилось описание этого события относящееся к 1867 году :" ..утром ударили в колокол, совершается водоосвящение в Троицкой церкви на литургию в Троицкую церковь приходят с крестным ходом из Борковского Николаевского монастыря из Тихвинской церкви, служба совершается собором, по окончании литургии крестный ход возвращается обратно, через полчаса времени отправляется служба этого дня вечерня за которой богомольцы держат в руках цветы или какую либо зелень а после службы кидают её в воду в этот же день девицы развивают берёзку, перед вечером отправляются жители в Борковскую пустынь в которой также храмовый праздник Св. Троицы за всеношную. На другой день / пятидесятник /Духов день шествует крестный ход из Троицкой и Тихвинской церквей в пустынь. В это время Священно-служители пришедшие с иконами из сл. Холуя совершают в монастыре на могилах по усопшим панихиды, погребенных на этом кладбище в водополье не дозволяла по обычаю совершить это во время Св. Пасхи. Около ограды монастыря устраивается на этот день гулянье и раскидываются временные палатки приезжих торговцев с разными лакомствами /пряниками орехами и другими сластями/игрушками, мелочным товароми а также бывает и временная выставка с дешевкой, бьются в этот же день яйцами для того привозится несколько возов писанных яиц из окрестных деревней и местечек, стекается и множество богомольцев из разных селений..." Эта яркая картина престольного праздника, на котором незримо присутствовал Преосвященный Мефодий епископ Астраханский и Ставропольский, любивший свой родной Холуй и зделавший для него так много.

            СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ ТРОИЦКОГО ХРАМА

Востановить полную хронологию и  преемственность, служивших в Троицком храме священников за всю его историю практически невозможно. Сегодня мы можем назвать несколько имён и рассказать, некоторые подробности об отдельных личностях, начиная с XVl века. Имя одного из первых священников Троицкого храма узнаём из грамоты 1573 года " Данная Харитона Нефедьева Спасо - Ефимьеву монастырю на двор в Холую". В конце грамоты стоит подпись:" К сей данной Троицкий поп Аврамей руку приложил". В начале XVll века, судя по грамоте 1613 года, священником был отец Игнатий:" А на церковной земле во дворе поп Игнатей". В конце семнадцатого столетия, начале восемнадцатого в Троицком храме служил отец епископа Астраханского и Ставропольского Мефодия, иерей Пётр, затем священником стал его сын ( родной брат епископа Мефодия ) иерей Гавриил. В 1747 году, судя по письмам епископа, он ещё был жив, но находился уже в преклонном возрасте. Поэтому епископ Мефодий, присылая деньги на постройку каменного Троицкого храма, поручал строительство своему племяннику, молодому к тому времени священнику иерею Алексею (Гаврилову ).  Завершив строительство Троицкого храма, иерей Алексей вместе со своим помощником Абрамом Степановым руководил постройкой всех Борковских церквей и Введенского храма в Холуе, завершённое в 1775 году. После Алексея священником скорее всего стал младший брат Василий, который в середине века служил причетником Троицкого храма. Таким образом довольно большой период времени с конца XVll  и до начала XlX века прослеживается преемственность, служения в храме одной семьи, представителем которой был епископ Мефодий. В XVlll веке в России закрепилась практика фактического наследования прихода за сыном или зятем. Духовенство окончательно сложилось как сословие, появлялись династии насчитывающие множество поколений.  Именно это мы наблюдаем на примере Троицкой церкви в Холуе. Во второй половине XlX века, священником Троицкого храма стал Алявдин Иван Михайлович. Отец Иоанн (предположительно)не был уроженцем Холуя, в 1850 году он закончил владимирскую духовную семинарию, в 1852 году начал служение в Троицкой церкви.  Владимирская духовная семинария славилась мощной исторической школой, краеведческого профиля. Из её стен вышло немало летописцев разных мест. Отец Иоанн также отличался заинтересованностью в изучении истории Холуя. Об этом мы узнаём из очерка" В вотчине князя Пожарского" нижегородского краеведа, литератора и общественного деятеля Гацизского А. Г., побывавшего в Холуе в 1891 году. Священник рассказывал писателю о Борковском монастыре, людях Холуя, о холуйской иконописной школе, которую они вместе посетили, эта беседа вошла в основу повествования главы названной" В Холуе" из вышеупомянутого очерка. Отец Иоанн на протяжении всей своей жизни вёл активную общественную и преподавательскую деятельность. Был законоучителем в учереждённом в 1868 году двухкласном училище министерства народного просвещения. В 1883 году при училище открылась холуйская иконописная школа, согласно устава непосредственное управление школой должен был осуществлять совет под председательством попечителя, выбираемого из состава совета. Долгие годы должность попечителя исполнял протоиерей Иоанн Алявдин. Работа на этой должности не была простой, от попечителя зависело решение многих хозяйственных и финансовых дел учебного заведения. В 1892 году преподавателем Холуйской иконописной школы стал академик живописи Харламов Н. Н. Взаимоотношения попечителя и нового учителя иконописания не сложились, часто возникали конфликты из-за разного понимания перспектив развития школы и ведения финансовых дел. Они были разными по темпераменту людьми. Харламов деятельный, энергичный, вокруг него кипела работа, при этом он часто не обращал внимание на формальности, мешающие как ему казалось делу. Протоиерей Иоанн Алявдин напротив спокойный и рассудительный, исполнение всех формальностей в делах, для него было законом. Об этих частых конфликтах узнаём из писем Харламова к графу И. И. Толстому вот одно из них:" Совет школы у нас, наконец состоялся и прошел опять неблагополучно. Исправляющий должность председателя Иоанн Алявдин ополчился на меня снова; на этот раз за то, что я внес Ваше пожертвование на приход в Общую книгу и поместил в отчете, а главным образом, за то, что весь барыш от тейковской работы мною потрачен на перестройку...В конце концов, пили чай, смотрели Ваш подарок - васнецовские фотографии и часы. Часы очень понравились, а когда они начали бить, то внимательно слушали, а после сказали:" Да - а - а  ". В 1898 году протоиерей Иоанн подал прошение об отставке с должности попечителя, на его место был назначен другой священник. В 1900 году отец Иоанн, прослужив настоятелем Троицкого церкви 48 - лет, ушёл за штат. Однако ещё много лет находиться при храме. В церковной описи читаем:" Заштатный Протоиерей Иоанн Алявдин 18 октября 1910 года пожертвовал...Евангелие в осьмую долю листа с золотым обрезом, обтянутый бархатом.../ внизу коего надпись 2-го февраля 1852 года и 2-го февраля 1902 года/".  Кроме того им был пожертвован:" Крест чеканной работы сребропозлащенный ... на нем изображено распятие Христово с решетчатым во круг орнаментом, а внизу эмалью с предстоящими Божьей Матерью и Иоанном Богословом, вверху изображён Господь Саваоф, на правой стороне с боку надпись: 2-го февраля 1852 года, а на левой 2-го февраля 1902 года.." Надписи на пожертвованных предметах показывают, что Евангелие и Крест были подарены Протоиерею Иоанну в день его 50-ти летия служения в Троицком храме. Можем предположить, что находясь в преклонном возрасте, подводя итог своему жизненному пути, отец Иоанн пожертвовал дорогие для него святыни в храм, где он был священником на тот момент без малого 60-лет.  После него священником Троицкого храма и попечителем иконописной школы стал отец Иоанн Троицкий. Харламов в своих письмах именует священника Голик Троицкий, почему мы не знаем.

           В самый трагический период для Русской православной церкви 30-е годы, в Троицком храме служил отец Павел (Новожилов).  После ареста отца Павла, служил  отец Николай Сперанский. 

Во время войны служил Леонид Иванович Харламов. В 1943 году священник отчислил из своих личных сбережений пятьдесят тысяч рублей на постройку танка. В открытом письме И. В. Сталину он пишет:"Пусть мой скромный подарок поможет быстрее разгромить армию людоеда-Гитлера".

История продолжается ... .

gallery/эскиз 3  об  70х70 история
gallery/эскиз 2  об  50х50 история
gallery/епископ мефодий