gallery/2.12.2016 3  уз  26х26 + под.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отец Павел (Павел Васильевич Новожилов ) родился 14 декабря 1901 года в селе Глинищи Гаврилово-Посадского района в крестьянской семье. У родителей  Василия Петровича и Марии Степановны Новожиловых было девять детей но семеро из них, по разным причинам, умерли во младенчестве. До зрелого возраста дожили только  дочь Прасковья 1888 года рождения и Павел. Павел с детства проявлял стремление к знаниям,  учился в сельской школе, закончил шесть классов. После школы занимался самообразованием, готовился к поступлению в университет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В детстве он дружил с сыном местного священника отца Виктора (Златоустова), Алексеем, вместе они ходили на службы в местный Никольский храм. Скорее всего именно это общение с семьёй священника,  в дальнейшем оказало решающую роль в выборе жизненного пути. Во время гражданской войны Павел Новожилов с 1919 по 1921 год находился в рядах Красной Армии, служба проходила в Москве, в центральном управлении военных сообщений. Сын Александр вспоминает, что в детстве видел документ, свидетельствующий о службе отца в этом ведомстве. В 1921 году вернувшись на родину Павел Васильевич женился на Шишкиной Евдокии Илларионовне (1898-1960) уроженке села Бородино Гаврилов-Посадского района, первоначально семья зарабатывая на жизнь занималась сельским хозяйством.  Во время коллективизации Новожиловы попали под раскулачивание,  но это относится к семье отца, так  как  сам Павел Новожилов уже с 1924 года начал служить в церкви. В 1922 году в семье родился первенец Александр, в это время Павел и Евдокия Новожиловы проживали в селе Глинищи. В 1926  родилась дочь Антонина семья в то время жила в Лежневе, в 1931 году в селе Никульском  родился сын Николай, в 1935 в Холуе дочь Мария. По воспоминаниям родственников, в 1926 году отец Павел служил дьяконом в Лежневе, а в 1931 году священником в селе Никульское Комсомольского района. Примерно в 1934 году его перевели служить в село Холуй, сын Александр называет ещё два места служения отца Нижний Ландех и Кохму но в какие годы и какой очерёдности неизвестно.  В Холуе семья жила не богато, подсобного хозяйства они не имели. О характере родителей и взаимоотношениях в семье сохранилились короткие воспоминания детей, младшая Мария рассказывает:" Будучи уже взрослой я не интересовалась у мамы о её жизни с отцом, о его судьбе, что бы не травмировать её. Вообще на эту тему у нас в доме старались не говорить. Мне известно, что отец познакомился с моей матерью, проживая в селе Болдино. Он был человеком для своего времени образованным и культурным. В двадцатых годах отец неожиданно ушёл в религию. Семья наша была бедной и брат мамы всегда попрекал её, что они не имеют хозяйства." Старшая дочь Антонина вспоминает:" Моя мать Новожилива Евдокия Илларионовна была домохозяйкой и вместе с отцом воспитывала нас четверых детей. Наёмной рабочей силы у нас никогда не было и жили мы беднее относительно многих односельчан села Холуй. Около трёх лет мой отец Новожилов П. В. работал священником в селе Холуй. Он был очень верующим, религиозным человеком, много молился дома...Хочется отметить, что мой отец был очень хорошим семьянином и отцом. Он правильно воспитывал нас детей и всегда говорил:"Ученье-свет, не ученье тьма". Сын Александр оставил такие воспоминания:" Я уверен, что отец контрреволюционной деятельностью не занимался, советской власти он вреда не причинял. Отец был предан религии исключительно, много читал богословской литературы и работал с ней.  В то время я учился в школе, даже делал политинформацию и прекрасно понимаю, что такое антисоветская деятельность. Тогда же была война в Испании, был всенародный подъём, энтузиазм масс и мы с сестрой ходили в сшитых матерью испанках ". По рассказам жителей села Холуй отец Павел пользовался большим уважением у прихожан. Для тех, кто не мог заплатить,  обряды исполнял бесплатно. К нему шли за советом и утешением, в храме всегда было много людей не только из Холуя, приходили на службу из Мордовского, приезжали из Южи. Храм посещало много молодёжи, люди говорили, что такого молитвенника, проповедника и наставника в Холуе не знали с самого основания храма. В годы репрессий и гонений на веру, эта популярность  раздражала соответствующие органы,три раза священника вызывали в Южский РО НКВД.  Однажды, вспоминает дочь батюшки Антонина Павловна, отец возвратившись из Южи сказал своей жене:    " Ну, Дуня, моя очередь настала. Под угрозой пистолета от меня требовали, чтобы я ушёл из священников и занялся антирелигиозной пропагандой, но этого я не сделал." После этого оставалось только ждать ареста, который состоялся в день праздника Преображения 19 августа 1937 года, после завершения  службы. Формальной причиной задержания стали проповеди священника и то, что по его указанию не были отданы председателем церковного совета ключи от закрытой ранее Троицкой церкви, которую хотели приспособить под здание электростанции. Арест производил  сотрудник Южского РО НКВД  Мазный И. А., один из пришедших шепнул матушке, что бы она спрятала куда нибудь деньги, та сунула купюры в одежду двухлетней Марии а старшая сестра Антонина взяв девочку в охапку унесла к Мокиной-Кособрюховой Вере Матвеевне и всё время обыска они просидели там. При обыске конфисковали практически всё, кроме носильных вещей. Забрали переписку и библиотеку, которая насчитывала более 200 томов религиозной и художественной литературы. Когда батюшку уводили, он осенил плачущих жену и детей крестным знамением и произнёс :"Не плачте, у Бога сирот не бывает"

Отцу Павлу было предъявлено обвинение в контрреволюционной, подрывной деятельности против советской власти, призывах к террористическим действиям против атеистов, восхвалению жизни при царизме и возбуждению верующих против местных органов власти. В графе социальное положение указывалось:" сын кулака, священник", что само по себе уже можно считать приговором. Вот что докладывали те, кто давал против батюшки показания, принимая во внимание, что родственники этих свидетелей проживают в Холуе и не несут ответственности за своих предков мы не будем назавать их  фамилии, обозначим порядковыми номерами. Свидетель N1 Александр Иванович уроженец Холуя 1868 г.р., бывший иконописец, член Холуйской художественной артели:" Священника Новожилова Павла Васильевича я знаю хорошо, как прихожанин руководимой им общины верующих. В части поведения могу сказать, что Новожилов выставляет перед населением себя за святого, а в особенности когда говорит проповеди, закатит глаза к небу, сделается умильным в лице, что одно привлекало верующих в храм. Проповеди Новожилов произносил в каждый воскресный день и в религиозные праздники, в которых призавал население к усиленному посещению церкви, ссылаясь на ересь распространяемую Советской властью, чему верить нельзя, причём его проповеди по своему содержанию носили контрреволюционный характер, чему я являюсь свидетелем....Мне известны следующие факты, когда Новожилов через произносимые проповеди, занимался контрреволюционной пропагандой, направленных против мероприятий Советской власти, например,"сейчас народ заблудился, нужно больше прибегать к Богу, не верить тому, что творится в настоящее время человеком". Часто в проповедях высказывал, что "бросайте свои житейские дела, посещайте храм Божий. Настоящая жизнь ведёт и приближает конец света". "Прежде при царе жили ведь лучше, потому что посещали церковь, была свобода, а теперь видите сами, что стала за жизнь, один мрак и ведёт это к тому, что стало с Содомом и Гоморой".....В проповедях так же призывал, чтобы родители приучали своих детей к посещению храма и как результат, действительно в церковь ходит очень много несовершеннолетних лиц. Кроме того в одной из прповедей об еретиках летом 1937 года Новожилов распространялся, что "в нынешнее время надо твёрдо держаться за Бога, избегайте еретиков всё, что делается новое в жизни насаждается ими и не поддерживайте их, как противных Богу". Из этого я заключаю, что Новожилов является врагом Советской власти и сознательно использует проповеди для контрреволюционной пропаганды среди населения, сея неверие в существование Советской власти и направляя население против мероприятий власти".  Сейчас эти показания, стоившие в 1937 году жизни священника, звучат как блестящая характеристика проповедям отца Павла. Проповедям ярким, указывающим на суть происходивших исторических событий, проповедям которые вели к спасению человеческих душ. Это подтверждают и показания следующих свидетелей.

Свидетель N2 Анна Георгиевна уроженка города Вязники 1890 г.р, с 1907 года монахиня Святоезерского монастыря, после революции сторож церкви в Холуе:" В течении почти 3-х летней совместной с ним службы, могу охарактеризовать его, исходя из наблюдений по службе за ним и по поведению, следующим образом: старается всем показать, что он святой, в общении с верующими часто выражается, что он служит Богу а не человеку, что он не от мира сего. Строит из себя смиренного человека и постника, чем завоевал от большинства общины авторитет, в дни службы наблюдается большой наплыв молящихся и в особенности привлекается верующая публика а церковь произносимыми проповедями, которые он говорит почти каждое воскресение. Его приверженцы-фанатики женщины распускают о нём самые лучшие отзывы, как например Бычкова Вера Васильевна, Тренина Ольга Егоровна, Терентьева Анна Николаевна и другие, что такого у нас молитвенника, проповедника, наставника не было с самого основания церкви. Многие ходят к нему за советом и утешением на дом, доставляя разные приношения......К советской власти относится враждебно, прямо с церковного амвона среди населения ведёт анти советскую агитацию. Когда его предупреждали об ответственности за произносимые проповеди, насыщенные антисоветским содержанием, он прямо с амвона заявил:" Я ничего не боюсь, какой же я священник, и буду это продолжать. И вы никого не слушайте и веруйте до конца своей жизни".....Факты контрреволюционной деятельности мне известны следующие: Новожилов систематически требует "будьте христианами не на словах, а на деле, если вам придётся за это даже пострадать, вы ничего и не кого не бойтесь. Соблюдайте веру, обязательно посещайте храм Божий, бросайте свои житейские дела, работать можно после службы. Прежде люди жили лучше, соблюдали праздники, посещали церковь, а теперь видите сами, что за жизнь стала и к чему это ведёт". В одной из проповедей перед Пасхой в так называемое "Вербное воскресенье" Новожилов заявил:" нужно веровать в особенности в нынешнее время, всё это делается по промыслу Божию, теперь страшное стоять за храм". В заключении я могу указать, что Новожилов сознательно использует церковь для агитации против Советской власти и возбуждения населения против проводимых мероприятий властью".

Свидетель N3 Матрёна Яковлевна уроженка Пензенской губернии 1881 г.р., до революции находилась при монастыре в городе Ковров, псаломщик церкви в Холуе:" Новожилова Павла Васильевича я знаю хорошо, так как вместе с ним служу в церквь села Холуй около 3-х лет.....Отношения Новожилова к Советской власти было явно враждебное,свои контрреволюционные взгляды он не стеснялся, а прямо и открыто пропагандировал с церковного амвона под видом произношения проповедей......Новожилов старался в поведении показать себя святым, смиренным человеком, постником, уединившимся от общества, его выражения среди населения были:"Я служу Богу, а не человеку, я не от мира сего".....На основании такого "апостольского" поведения некоторые его приверженцы распускают о нём среди населения самые лестные отзывы о том, что у нас такого проповедника и наставника не было с самого основания церкви. Это обстоятельство а так же произносимые им проповеди, привлекали в церковь большое количество молящихся и даже из других общин Южской и Мордовской...Благодаря его агитации в церковь ходят дети, о посещении которых он призывал матерей в одной из проповедей. Новожилов прямо с амвона занимался контрреволюционной агитацией, например....в проповеди заявил:"нужно веровать в особенности в нынешнее время, всё делается по промыслу Божию, мы должны иметь твёрдую веру. Если вас спросят веруете-ли, или будут говорить, что нет Бога, то вы скажите: если мы замолчим, то камни возопиют"....."Чаще причащайтесь и ходите в храм, посылайте в церковь детей, не бойтесь никого, как не боюсь я" Шестого августа 1937 года по старому стилю в праздник "Преображение" Новожилов в проповеди буквально заявил следующее:"Нынешние люди хотят узнать премудрость Божию, своим умом чего-то хотят достигнуть, влезают в ледяные горы, копаются в недрах земли, объезжают кругом свет, но ничего они не достигнут, потому, что не думают о будущем а нам нужно стремиться к будущей жизни"

Свидетель N4 Вера Васильевна уроженка Холуя 1868 г.р., домохозяйка:" Священника Новожилова Павла Васильевича знаю хорошо, так как являюсь прихожанкой руководимой им общины верующих. Перед верующими выставлялся как святой, часто произносил в праздничные дни проповеди, в которых призывал население к твёрдой вере и занимался контрреволюционной агитацией против Советской власти, используя по этому вопросу содержание проповедей.....Часто в проповедях Новожилов агитировал, что "сейчас народ заблудился, уповайте больше на слово Бога, бросайте свои житейские дела, посещайте храм".......Были ещё факты его контрреволюционной агитации, но я по слабой памяти восстановить их не могу. Больше показать ничего не имею, протокол мне прочтён, записанный с моих слов правильно. За неграмотностью ставлю три оттиска с большого пальца.

Имя последнего, пятого свидетеля, мы  назовём потому, что в своих показаниях уроженка Холуя 60 ти лет, Кособрюхова-Мокина Вера Матвеевна ничего плохого про священника не сказала. По существу она единственная отказалась свидетельствовать против отца Павла.  Её показания даём полностью, без сокращений. На вопрос: Расскажите вам священник Новожилов Павел Васильевич давал книги богословского содержания? Ответила:" Давал весной 1937 года одну книгу богословского содержания по жизни святых, вручил мне эту книгу Новожилов Павел Васильевич мне лично, заявив "Читайте и понимайте". Эту книгу мне читала, так как я слаба глазами, моя дочь Любовь 19 лет, инвалидка. На вопрос: Расскажите часто Новожилов говорил проповеди и какое было их содержание? Ответила: Новожилов проповеди перед населением посещающим церковь говорил в религиозные праздники, из этих проповедей я ничего не понимала и по слабости слуха большую часть их содержания не слышала. Больше показать ничего не имею, протокол мне прочтён, записанный с моих слов правильно.

Вера Матвеевна была хорошо знакома со священником, об этом есть свидетельсва детей отца Павла. Александр сообщает:" Я знаю, что Мокина-Кособрюхова В. М. была очень религиозной женщиной, часто посещала церковь. В семье у неё было три сына и две дочери....Взаимоотношения между Мокиной-Кособрюховой и моим отцом были хорошие. Более того, отец не смотря на свою замкнутость и необщительность по натуре, был вхож в их дом. До войны я приезжал в село Холуй и останавливался у Мокиной-Кособрюховой Веры Матвеевны, которая очень хорошо отзывалась об отце. О том, что она допрашивалась в качестве свидетеля по делу отца мне не известно. Об этом между нами разговоров не было". Николай Павлович вспоминает:" Во время Великой Отечественной Войны в 1942-1943 годах летом, я жил у этой женщины, которая приняла меня в свою семью по причине голодного времени. Главой семьи была Вера Матвеевна, это была религиозная, властная, требовательная женщина. Ко мне она относилась хорошо......Я знаю только, что её сын-Сергей служил при церкви в селе Холуй, где был священником мой отец, и помогал ему при совершении церковных обрядов".  Мария Павловна пишет:" Это была пожилая, очень строгая, властная и набожная женщина. К нашей семье она была наиболее близким человеком. Отношения  нашей семьи с семьёй Кособрюховых были прекрасные. После того, как взяли отца, моя мама оставила меня временно у Кособрюховых. Жила я у них год. В 1949 году, когда я приезжала в Холуй, то я останавливалась у Кособрюховых".Допросы свидетелей по делу Новожилова Н. В. начались 21 августа, Мокина-Кособрюхова была первой, кого допросили, 26 августа допросы завершились. Одновременно шли допросы обвиняемого  священника, первый состоялся 20 августа. Задаваемые отцу Павлу вопросы из допроса в допрос повторялись, службе НКВД необходимо было добиться признательного ответа, любой ценой. Какие при этом использовались методы, мы можем только догадываться, арсенал методов НКВД теперь хорошо известен. На первом допросе на вопрос следователя:" Следствию известно, что вы используя произносимые в церкви проповеди занимались антисоветской агитацией. Что вы на это скажите в ответ?

Ответ:" Произносимые мною проповеди носили характер религиозной пропаганды, направленной против безбожников с целью внедрения религиозных убеждений среди прихожан руководимой мною Холуйской общины верующих. К произношению проповедей понуждала меня следующая причина: желание уяснить верующим те или иные религиозные вопросы, что я считал своим долгом при наличии распространения среди населения безбожия". На вопрос как реагировал священник на предупреждения со стороны верующих об ответственности за произносимые проповеди отец Павел сказал:" К этим предупреждениям я относился отрицательно, заявляя:" Имею желание говорить и считаю это долгом священника". На Следующем допросе 25 августа по поводу своих проповедей отец Павел сказал:" Проповеди произносимые мною, носили религиозный характер и по содержанию были нацелены на борьбу с распространяющимся безбожием. В проповедях допускались мною такие выражения-нужно веровать, всё что совершается в жизни человека и окружающей его среде-совершается по воле и промыслу Божию. Имя Божие нужно славословить всегда и если мы замолчим, то камни возопиют. Мы должны иметь твёрдую веру, нравственная жизнь христианина усовершенствуется верой. В частных разговорах с некоторыми верующими я выражался, что нужно посещать храм Божий и детей своих приучать к этому".

Вопрос: Кого вы считаете с своей точки зрения распространителем идей атеизма.

Ответ: Представителей материалистических учений всех времён, а в данной обстановке так же представителей, поддерживаемых Советской властью.

Вопрос:" Сравнивая положение церкви настоящего времени с периодом царствования римского императора Нерона, что вы хотите сказать"?

Ответ:" Что церковь во времена римских императоров была крайне преследуема и гонима, но никакие меры не могли пресечь веру и уничтожить церковь, и в настоящее время сколько бы церковь не была стеснена, всё же она останется неуничтожима".  Позволим себе заметить, что в данном случае ответ священника является ПРОРОЧЕСКИМ. Находясь в застенках безбожников, в годы бешеной борьбы с церковью, так мог ответить только человек твёрдой веры, понимающий тщетность происков бесовских. Человек который не сомневался в торжестве православия, хотя до возрождения в России Христианства было ещё более полувека.              

Давление на священника усиливалось, следователю Волкову было необходимо добиться формального признания от священника и он шаг за шагом продолжал. Вопрос: "Борясь против распространения безбожия, вы нарушили функции служителя религиозного культа? Признаёте ли это? Ответ: "Виновность свою в этом вопросе я не отрицаю, что имело место по незнанию, а с другой стороны, я считал и считаю своей обязанностью заниматься религиозной пропагандой против безбожия, как служитель религиозного культа". Здесь мы видим как следователь пытается запутать отца Павла, который не совсем понимает заданного вопроса, однако твёрдо стоит на позиции служителя церкви.

Вопрос:" Имеются данные, что вы из имеющейся у вас личной библиотеки, состоящей из литературы церковного содержания, распространяли книги среди прихожан"?  Ответ:" Небольшая библиотека состоящая из книг богословского содержания у меня действительно есть и я по просьбе верующих некоторые книги давал для прочтения как например, Мокиной Вере Матвеевне и Пичугину Алексею Михайловичу".

 Вопрос:" Ведя борьбу против безбожия, представители которого, как вы показали ранее, поддерживаются Советской властью, значит одновременно вы вели борьбу против Соввласти"?

 Ответ:" Да, признаю себя виновным, что одновременно с борьбой против атеистов, веду борьбу против мероприятий Советской власти по вопросам религии". В данном случае следователь так повернул вопрос, что по другому священник просто не мог ответить. Если власть безбожная, то борьба за религию становится борьбой против власти. Хотя батюшка никогда и не думал бороться с существующей властью.

На допросе 28 августа вновь возникает вопрос о том кто предупреждал отца Павла об опастности его проповедей и как он реагировал. Ответ:" Будучи осведомлён об этих предупреждениях я реагировал с церкавного амвона заявив, некоторые может быть смущены тем, что я говорю проповеди, но я как священник не могу наложить на свои уста молчание и считаю проповедь своей обязанностью и за её содержание отвечаю".

Вопрос:" Следствие требует от вас правдивых показаний по существу контрреволюционного содержания произносимых вами проповедей"?

Ответ:" Да я признаю, что мною в некоторых проповедях допускались выражения контрреволюционного порядка, например в проповеди 6 августа, когда я говорил, что современные люди целью своей кладут земную жизнь и многие на это посвящают всю свою жизнь пускаются в далёкие исследования земли, взбираются на высокие горы, копаются в недрах земли не смотря на то, что человек в этом мире только как гость, по его кратковременной жизни на земле, в то время как главная цель человека достигнуть вечной жизни, чем дискридитировал материалистическую науку, противопоставляя ей религиозное мировозрение". В своём ответе священник соглашается, что его деятельность можно расценить как контрреволюционную, но тут же расставляет все по своим местам, называя главной целью человека-жизнь вечную, человек в этом мире гость. Отец Павел живёт в другом мире, с другой шкалой ценностей, он спасает души людей а "новая власть" беспокоится только о внешней оболочке человека.

Вопрос:" Что вы преследовали своей контрреволюционной деятельностью"?

Ответ:" Преследовалась цель сохранить религиозные убеждения в прихожанах и обработка их в антисоветском направлении по религиозным вопросам и работа эта проводилась под видом произношения проповедей по религиозным праздникам". Вопрос:" Вы признаёте себя виновным в поедъявленном обвинении"?

Ответ:" Да, в предъявленном мне обвинении виновным себя признаю. В произносимых проповедях я не только стараюсь внедрять среди прихожан религиозные убеждения, но и обрабатывать их в антисоветском направлении по этим вопросам. Кроме антисоветской пропаганды с амвона, я занимался распространением литературы богословского содержания среди прихожан, как например давал для прочтения книги Мокиной и Пичугину....". Сравнивая эти ответы, с ответами на первых допросах легко заметить, что они схематичны носят автоматический характер, следователь записал в протоколе то, что ему было нужно.  Сотрудникам НКВД удалось пытками заставить священника согласиться, что его деятельность можно расценить как антисоветскую, возможно когда отец Павел подписывал протоколы, то вообще плохо понимал, что подписывает. Сын батюшки Николай Павлович Новожилов, которому в 1985 году дали возможность познакомиться с уголовным делом, видел подписи отца под протоколами, они были похожи на каракули физически измученного человека. Однако духовно он сломлен не был и свои убеждения не поменял, никакого раскаивания в его ответах нет.  У священника был выбор, ещё до ареста ему предлагали уйти из церкви и служить советской власти и на допросах у него была возможность отказаться от своих убеждений. Можно было обеспечить "счастливую жизнь" для себя и семьи, многие оказавшиеся в его положении не выдержали, не каждому дано выдержать не человеческие пытки. Отец Павел предпочёл остаться верным Богу и служить Ему одному, прекрасно понимая, что за это он может лишиться жизни.

Следствие завершилось 29 августа 1937 года, обвинительное заключение гласило:" сестематически вёл среди населения контрреволюционную пропаганду, призывал к сопротивлению мероприятиям Соввласти, популяризуя царское самодержавие. Опошлял Советскую науку и связанные с её развитием достижения. Распространял среди населения литературу религиозного содержания и высказывал террористические настроения против атеистов....". Заседание тройки УНКВД от 22 сентября 1937 года постановило Новожилова Павла Васильевича РАССТРЕЛЯТЬ. Приговор был приведён в исполнение 25 сентября 1937 года в 23 часа в городе Иваново.

В скором времени после ареста отца, семья Новожиловых переехала на постоянное место жительства в деревню Волжинка Кохомского района, где проживала Новожилова Прасковья Васильевна, родная сестра священника. Сын священника Николай Павлович вспоминает:" Вот так началась наша сиротская жизнь в деревне Волженка около города Кохма. Было всё: нищета, голод, холод, унижения, но с Божьей помощью и молитвами отца, героическими усилиями мамы мы выстояли. Все дети получили образование: сыновья высшее, дочери среднее. Внуки Павла Васильевича тоже получили высшее образование..".  О судьбе Павла Васильевича жена Евдокия Илларионовна и дети ничего определённого не знали. На эту тему в семье старались не говорить, время было такое. Но времена меняются и вот, в 1985 году старший сын Новожилов Александр Павлович написал заявление в прокуратуру:" В августе месяце 1937 г., мой отец Новожилов Павел Васильевич, служитель церкви села Холуй Южского района Ивановской области, был арестован и направлен в гор. Южу где моей матери через некоторое время было предоставлено с ним свидание. С тех пор судьба моего отца остаётся неизвестной. Прошу Вас ответить мне, по какой причине он был арестован, на какой срок заключён, по какой причине умер, когда и где похоронен. дата  08. 07. 1985 г. ". С подобным заявлением обратился в прокуратуру  и второй сын Николай Павлович. По этим заявлениям Управлением КГБ СССР по Ивановской области началась проверка. Были допрошены дети священника и жители Холуя Гладкова Анна Ивановна и Терентьева Екатерина Владимировна знавшие священника, они дали положительную характеристику отцу Павлу.  Прокуратура провела анализ имеющихся в деле показаний свидетелей допрошенных в 1937 году. В результате проверки было установлено, что Новожилов был признан виновным в систематической контрреволюционной агитации в проповедях. В первоначальных своих показаниях Новожилов отрицал, а затем стал признавать, что занимался контрреволюционной деятельностью, пояснив, что считал своей обязанностью как служитель религиозного культа заниматься религиозной пропагандой, направленной против безбожия, наряду с борьбой против атеистов. Из допрошенных свидетелей только свидетель N1 Александр Иванович говорил о контрреволюционнй пропаганде священника, остальные указывали на то, что тот в проповедях говорил об укреплении веры в Бога. В заключении прокуратуры отмечалось также, что нельзя исключить предвзятое отношение следственных органов к Новожилову, поскольку его принуждали уйти из священников и заниматься антирелигиозной пропагандой, однако он отказался. К тому же в работе УНКВД и Тройки Ивановской области в тот период, допускались грубые нарушения социалистической законности, фальсифицировались следственные материалы, за что был осуждён начальник УНКВД Ивановской области. Учитывая все эти обстоятельства Президиум Ивановского областного суда от 30 октября 1985 года, отменил постановление Тройки УНКВД по Ивановской области от 22 сентября 1937 года в отношении Новожилова П. В.  Новожилов Павел Васильевич реабилитирован.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место захоронения отца Павла точно не известно. Захоронение жертв репрессий периода 30-40 годов в городе Иваново проводилось на городских кладбищах Балино и Бурыленском. На кладбище Балино установлен Памятный Знак жертвам репрессий.

 

gallery/новожилов 2  30х30
gallery/новожилов 1  30х30
gallery/отец павел ( цвет ) (2)